Причины возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей

Одним из наиболее спорных психических расстройств на сегодняшний день является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СГДВ). Эта болезнь чаще регистрируется у детей дошкольного возраста, а у взрослых проявляется в случае отсутствия терапии. Многие исследователи ставят под вопрос сам факт наличия подобного нарушения работы коры головного мозга. Другие ученые склоняются к присутствию органических и экологических предпосылок к формированию данного синдрома. У детей с рассматриваемым заболеванием отмечают утрату способности к концентрации внимания, неадекватную реакцию на окружающих, а также чрезмерную двигательную активность. В зависимости от типа СДВГ и возраста пациента клиническая картина может варьировать. Поставить подобный диагноз можно только при возникновении проявлений в различных условиях, например, при посещении малышами детского сада или школы, поскольку важна смена обстановки. Возможны также задержка в развитии и проблема с социализацией.

Борьба с недугом сводится к коррекции поведения. Применяются как немедикаментозные методы, так и лекарственные средства. У взрослых синдром дефицита внимания может проходить самостоятельно, а вот гиперактивность у детей школьного возраста в большинстве случаев требует лечения.

Основные симптомы недуга у детей

Чтобы бороться с заболеванием, важно знать его главные проявления. Они чаще возникают в возрасте 6-7 лет. Принято выделять несколько форм СДВГ у детей, которым присущи следующие симптомы:

  1. Преимущественно невнимательный вид патологии характеризуется клиническими признаками, связанными со снижением способности к концентрации. Ребенок не в состоянии сосредоточиться на задании, он забывчив и чрезмерно мечтателен. Такой тип СДВГ наиболее заметен во время обучения в школе. Невнимательность препятствует качественному восприятию информации и способствует отставанию пациента во многих дисциплинах.
  2. Гиперактивно-импульсивная форма сопровождается дефицитом самоконтроля и излишней подвижностью. Такие дети бывают агрессивными, проявляют беспокойство и неспособны к длительному ожиданию. Зачастую пациенты склонны даже к деструктивному поведению и принимают участие в актах вандализма намного чаще, чем школьники без синдрома дефицита внимания. Гиперактивным ребенком трудно управлять, и зачастую с ним не справляются даже родители.
  3. Смешанный тип характеризуется сочетанием признаков. Малыши импульсивны, но рассеяны и неспособны сосредоточиться. В детском возрасте подобное поведение может восприниматься как вариант нормы, однако со временем клиническая картина усугубляется.

Шумный ребенок

Причины возникновения

Поскольку в психологии мнения насчет существования такого диагноза, как синдром дефицита внимания и гиперактивности разделились, то и по поводу этиологии данного расстройства единой точки зрения нет. Некоторые ученые склоняются к вероятности органической основы нарушения, то есть считают, что для его возникновения необходимы изменения коры головного мозга. Другие исследователи утверждают, что СГДВ способно сформироваться только под воздействием повреждающих факторов, но при наличии генетической предрасположенности. Среди основных причин, провоцирующих проявление синдрома дефицита внимания, выделяют:

  1. Изменение физиологического строения и развития лобных долей коры головного мозга и более глубоко лежащих структур центральной нервной системы. Эти отделы активно участвуют в поведенческих реакциях, поэтому их патологии способны приводить к психическим расстройствам.
  2. Наследственность также предположительно влияет на возникновение синдрома гиперактивности. При наличии в семейном анамнезе пациента случаев выявления СДВГ риск его дальнейшего возникновения увеличивается в 5 раз. Медики связывают данную закономерность с мутациями генов, ответственных за транспорт и восприятие нейромедиатора дофамина.
  3. Тяжелая беременность, а также злоупотребление при вынашивании ребенка алкоголем, курением и сильнодействующими препаратами. Играет роль в патогенезе и иммунологическая несовместимость плода и матери. Это происходит при различии белковых структур. Однако недуг формируется не во всех случаях.
  4. Родовые травмы и биологические факторы, такие как постнатальные инфекции, способны негативно сказываться на строении и развитии коры головного мозга, повышая риск возникновения психических расстройств.

Психологи склоняются к комплексному воздействию ряда повреждающих факторов. Есть мнение и по поводу значения экологических условий для формирования недуга, однако, как и в случае других причин, точных доказательств их важности на сегодняшний день нет.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности по патогенезу представляет собой расстройство, деформирующее нейроны, расположенные в лобной доле коры головного мозга. Именно с ее поражениями связаны многие нарушения когнитивных функций у детей и взрослых. Исследования, основанные на структурной визуализации центральной нервной системы, показали диффузные аномалии нейронов у пациентов с СДВГ. Существуют и данные об уменьшении объема мозжечка и полушарий головного мозга, причем показатели со временем не изменялись. Точно неизвестно, обусловлено это заболеванием или связано с приемом препаратов, назначаемых при терапии.

При анализе данных, полученных в результате магнитно-резонансного исследования пациентов с синдромом дефицита внимания, была также выявлена меньшая активность передней поясной коры и дорсолатерального участка, ответственного за память. Именно указанные отделы отвечают за хранение старой информации при восприятии новых данных. Медики связывают эту специфику с отсутствием способности детей к обучению, а нарушение работы фронтальных отделов — со снижением концентрации внимания, которая является одним из основных проявлений синдрома гиперактивности.

Диагностика

Специфического метода, позволяющего подтвердить или опровергнуть предположение о наличии СДВГ у детей, не существует. Обследование направлено на выявление возможных органических причин срывов психики. Пациента осматривает невролог, который оценивает наличие расстройств работы нейронов, проявляющихся нарушениями координации движений, речи и мимики. Важно исключить поражение спинного и головного мозга, которые формируются внутриутробно или во время патологических родов, что возможно только при помощи магнитно-резонансной томографии. При отсутствии поражений ребенок направляется к психологу, который собирает подробный анамнез и наблюдает за манерами пациента. В редких случаях требуется осуществление электроэнцефалограммы, допплеровского исследования и специфических анализов крови.

Лечение

Борьба с синдромом дефицита внимания и гиперактивности основана на корректировке поведения и устранении органических причин расстройства при их наличии. Данные цели достигаются при помощи комбинированных методов, основанных как на психотерапии, так и на применении медикаментозных средств. Вылечить проявления заболевания можно в любом возрасте, однако лучше начинать сразу же после постановки диагноза. Если оставить нарушение без внимания, оно может осложняться другими проблемами, что ухудшает прогноз и затрудняет борьбу с патологией. Лечение СГДВ определяется врачом на основании результатов проведенных исследований и индивидуальных особенностей пациента. Важно четко соблюдать рекомендации доктора, чтобы не допустить усугубления клинической картины.

Детский психолог

Обзор препаратов

Чтобы сгладить проявления синдрома гиперактивности, используются средства различных групп. Наиболее результативны стимуляторы центральной нервной системы, например, «Метилфенидат», а также антидепрессанты, такие как «Имипрамин» и «Тиоридазин». Эти лекарства призваны повышать концентрацию внимания, а также убирать излишнее беспокойство, тревожность и агрессию. Применяются и ноотропы, к которым относится «Церебролизин». Гомеопатия и препараты на основе аминокислот, наиболее популярным из которых является «Глицин», по некоторым данным, также оказывают положительное действие.

Немедикаментозные методы

Важный этап в борьбе с СДВГ – психотерапия, а также выполнение специальной лечебной физкультуры (ЛФК). Используются различные дыхательные и речевые упражнения для коррекции психических нарушений и улучшения способности к контролю внимания. Заниматься можно как с врачом, так и в домашних условиях.

Рекомендации родителям

Помощь в лечении синдрома дефицита внимания должны оказывать и близкие ребенка. Требуется создать благоприятную обстановку для восстановления психики пациента. Необходимо больше времени проводить вместе, исключить ругань и придирчивость, а также сравнение со сверстниками. Подобное поведение играет важную роль как в борьбе с недугом, так и при его профилактике.

Отзывы

Анна, 32 года, г. Архангельск

Когда мой сын пошел в школу, стала замечать, что он неспособен нормально сконцентрироваться. Ребенок постоянно отвлекался, трудно было делать домашние задания. Отвели к врачу — поставили диагноз синдром дефицита внимания. С сыном долгое время работал психолог, ходили на специальные занятия. За несколько сеансов стал более внимательным и сосредоточенным.

Егор, 27 лет, г. Калининград

Дочка всегда была активной и неусидчивой. Когда пошла в школу, педагоги стали жаловаться на ее неспособность к обучению. Рекомендовали обратиться к психологу. Врач диагностировал синдром гиперактивности и дефицита внимания. Потребовались специальные упражнения и занятия, чтобы нормализовать работу психики ребенка. Сейчас жалоб никаких нет.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: